Добровольный покровитель в слободе Кукарке

Покровители Кукарки

На какие же средства существовали школы кружевниц? В основном школы существовали за счет уездных земств, но их субсидирования были не велики. Лучше всего шли дела в школах, в которых дополнительным финансированием занимались добровольные покровители.

Одним из таких покровителей в Кукарской школе кружевниц была Анастасия Григорьевна Афанасьева, жена местного земского врача в слободе Кукарке.

Она не только предложила губернской управе бесплатно свои услуги, по организации школы, но и  впоследствии взяла на себя заведование ею. Посвятив Кукарской кружевной школе десять лет, тратя на поддержку немало своих средств.

Анастасия Григорьевна стояла у истоков создания Кукарской кружевной школы, развивая ее на рубеже ХIХ – ХХ веков.

Основными источниками сведений о том периоде являются годовые отчеты Кукарской кружевной школы, составленные самой А. Г. Афанасьевой. Ежегодно они составлялись дополнительным приложением к ежегодному Докладу губернской земской управы губернскому земскому собранию «О развитии кустарных промыслов в Вятской губернии».

В каждом отчете предоставлялись не только необходимые цифры, но и живой рассказ о жизни школы за целый год, анализ произошедших событий и планы на будущее. В этих деловых бумагах раскрывается удивительная личность женщины с кипучей энергией, ясным умом, целеустремленным характером. Анастасия Григорьевна имела необыкновенный дар убеждать людей, а также недюжинными организаторскими способностями.

Волостное правление. Кукарка

Причина, по которой Анастасия Григорьевна взялась организовать школу в кружевниц, становилось ясной из первого отчета 1894 года. В отчете анализируется обстановка в Кукарке и в промысле в то время:

…в сентябре 1892 г. губернское земство устроило агентство губернского музея кустарных изделий для продажи ниток, булавок и шелку кружевницам по более дешевой цене, чем в лавке. Кроме того агентство скупало лучшие кружевные изделия и делало заказы по образцам лучших прежних кружев или по рисункам присланным из музея. Заказы агентства исполнялись крайне небрежно, неверно и неохотно, т.к. не было лица способного указать, как необходимо начинать образец.

Будучи агентом кустарного склада Афанасьева сталкивалась с проблемами промысла:

…Кружева плелись как базарная работа, где в испорченном рисунке кружева трудно было узнать первоначальный образец, так высоко ценимый повсюду.

Скупщицы скупают кружево по намеренно низким ценам, причем давая, вперед мастерицам деньгами или товаром, втягивая тем самым в кабалу. Мастерицы пытаются избавиться от кабалы худшей работой… Эта кабала и есть причина гибели промысла.

К тому же ситуация усугублялось тем, что мастерицы невольно приучали своих детей работать по их плохим и испорченным сколкам. Качество кружево падало, и соответственно падал и заработок мастериц.

Анастасия Григорьевна сама предложила свои услуги по организации школы кружевниц, а впоследствии взяла на себя заведование ею.

Целью создания школы было отчасти поднять заработок мастериц, повышая качество изделий. А с другой стороны внести в настоящее положение кружевного промысла понятие об изяществе и аккуратности в работе.

Первый год работы показал, что школа может учить детей от 8 до 12 лет, а с двенадцати лет девочка в семье уже работница. Поэтому девочки часто бросали обучение, не набравшись определенного опыта. Вынуждаясь снова плести по базарным образцам, зарабатывая гроши.

Взрослые девушки в школу совсем не шли. Для их привлечения при школе открылась мастерская. Здесь девушки, а также ученицы школы плетут за дополнительную плату, но при наблюдении учительницы. Это позволяло ученицам закончить полный курс обучения, а также совершенствоваться в своем ремесле.

Общее наблюдение за ходом занятий, порядком и работами в мастерской осуществляла Афанасьева. Вместе с учительницей по плетению Вассой Бердниковой они оценивали школьные работы.

Кукарка. Казанская улица

На второй год обучения Анастасия Григорьевна планировала расширить помещения для того что бы все желающие могли обучаться кружевоплетению. Второй же задачей стояло пригласить вторую учительницу, так как одна не может справиться с таким большим числом учащихся.

… желательно пригласить интеллектуальную мастерицу, которая могла бы обучать мастериц рисованию, необходимому в этом мастерстве для составления рисунков и сколков кружев.

С такими задачами АГ пишет два письма – официальное в губернскую земскую управу. А второе — личное Н.П. Салтыкову:

Будьте добры, похлопочите, пожалуйста, чтобы губернская управа прислала мне поскорее разрешение пригласить вторую учительницу – мастерицу из Петербурга.

В результате управа дает свое согласие и выделяет деньги на приезд Ольги Кибардиной – выпускницы Мариинской школы кружевниц.

14 ноября 1896 года состоялся первый выпуск шести учениц, проучившихся в школе в течении трех лет. По окончании учебных лет им выдавались удостоверения «о знании», высылаемые из города Вятки, напечатанные на бланках Вятской губернской земской управы.

Также выпускницам выдавались все необходимые инструменты для плетения: ножницы, тамбурный крючок, игла для скалывания сколков, 50 штук коклюшек, коробочка с булавками, пяльца и бубен. А также инструменты для рисования сколков: циркуль с карандашами, металлический треугольник. По отчетам Афанасьевой набор стоил 5 рублей, всего на этот выпуск было потрачено 30 рублей. Эта добрая традиция продолжалась и в дальнейшем.

Анастасию Григорьевну также волновала судьба талантливых девушек из крестьян. Проучившись два года в Кукарской школе, девушки имели прекрасные технические навыки, умели рисовать, делали сколки, знали грамоту. И их с удовольствием брали учиться дальше, повышая их профессиональный уровень мастерства. Афанасьева ставила целью обучения мастериц – стать «дельной наставницей». Одной из таких школ, которая согласилась принять учениц из Советска, была Петербургская Мариинская школа кружевниц.

Кукарка. Успенская улица.

В нее были отправлены лучшие ученицы, по мнению Афанасьевой: Дарья Шишкина и Ольга Пушкарева.

Одна из учениц Кукарской школы кружевниц была даже отправлена в Нью-Йорк в качестве мастерицы при русском складе кустарных изделий. Вот так кирпичик за кирпичиком строила свое детище – школу – Анастасия Григорьевна Афанасьева. Каждый год она вводила, что новое или расширяла уже существующее.

Следующим этапом в ее деятельности – создание филиалов школы кружевниц в близлежащих селах Ильинское и Жерновые Горы.

Анастасия Григорьевна считала, что «если откроются в селах эти две мастерские, в Кукарской школе будет меньше учащихся, но она будет удобнее по… своему устройству и занятиям и должна считаться образцовой школой для данной местности, из которой могут выходить мастерицы для своей деревни».

В мае 1898 году была командирована, знаток кружевного дела С.А. Давыдова для осмотра женских кустарных мастерских. Она подтвердила необходимость создания школ-филиалов в селах близ Кукарки.

В 1900 году Кукарская школа переехала в новый дом из-за ветхости здания. Новая «квартира» была намного большее и чище чем прежнее здание школы. Но Анастасия Григорьевна мечтала, что бы у школы кружевниц был свой каменный дом, построенный целенаправленно для школы.

И уже в 1904 году начались поиски средств для осуществления данного строительства, но осуществить самой это дела Афанасьевой не пришлось.

Кукарская школа кружевниц

Говоря о Анастасии Григорьевне как организаторе учебного заведения, нельзя не упомянуть о ее доброте и внимании к людям. В школе она всегда пыталась создавать уютную домашнюю атмосферу. Например, к Рождеству всегда устраивалась елка. И какая же елка без подарков. Для лучших учениц по подписному листу было собрано: леденцы, пряники, сухари. На пожертвованные деньги были сшиты ситцевые платья, валенные сапоги, ленты, рубахи, передники, ножницы и свечи на елку.

Под руководством Анастасии Григорьевны Кукарская школа активно участвовала на выставках губернских, всероссийских, международных, и ярмарках с 1894 года, каждый раз получая дипломы и медали.

Также с выставок привозились книги по кружевоплетению и альбомы сколков. Афанасьева как сама ездила на выставки, так и ездила с учителями школы. Вместе они осматривали изделия других мастеров, тем самым узнавали новые требования на кружевные изделия.

С каждым посещением выставки Кукарская кружевная школа расширяла круг своих заказчиков. Это были не только частные лица России и заграницы, но и солидные организации: Московский склад кустарных изделий, Общество помощи ручному труду и прочие.

Кукарской школе заказывали изделия для императорского дома. Среди них известны салфетка на блюдо, поднесенная Николаю II по случаю коронации 1896 года. А также детское платье для великой княжны Ольги Николаевны, одеяло и накидки на подушки царским особам.

Кроме того, в 1899 году императрица Александра Федоровна изъявила желание иметь кустарные изделия Вятской губернии, в том числе «кружева различных сортов».

Кукарка. Собор и пристань.

Современники уже в то время оценивали труд Афанасьевой очень высоко. Они понимали, что все успехи Кукарской школы кружевниц всецело зависели от мудрого заведования ею.

От имени губернского земского собрания, управа не раз объявляла Афанасьевой благодарность и признательность «за труды ее по улучшению кружевного промысла и за бесплатное заведование». А каждая юбилейная дата, безвозмездного заведования школой отмечалась особо.

Также деятельность Афанасьевой была отмечена почетной наградой, губернское собрание называет «организацию Кукарской мастерской во всех отношениях образцовой».

В начале декабря 1904 года у Афанасьевой умирает ее муж. После его смерти Анастасия Григорьевна с сыном уезжает в Казань и навсегда покидает Кукарскую школу кружевниц.

Но память о её добрых делах сохраняется. В апреле 1906 году решением губернского земского собрания в Кукарской школе кружевниц был повешен портрет А.Г. Афанасьевой в честь ее добрых дел.

Исторические факты описывала, Елена Русакова.

Бесплатный курс "Начальное кружевоплетение"

Нажимая на кнопку "Получить курс", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и соглашаюсь c политикой конфиденциальности сайта.

 Из данного пошагового курса Вы узнаете, как плетется кружево на коклюшках.

 Вы научитесь основным приемам кружевоплетения.

 Узнаете как составить сколок своего первого изделия!

 Научитесь прорисовывать решетку в сколке.

 Увидите как рисуется ход ходовой пары в вилюшке.

 Познакомитесь с особенностями начала плетения сцепных кружевных изделий.

 Разберетесь в том, что это ВООБЩЕ ВСЁ ТАКОЕ (сколок, "паучек", сцепная техника и др.)

 

Понравилась статья и принесла вам пользу? Тогда смело жмите на кнопку "Нравиться" вашей любимой социальной сети! Пусть она будет полезной максимальному количеству людей, интересующихся кружевным творчеством.

0
Опубликовано by Елена in Кружевные истории

Оставить свой комментарий:

С помощью формы ВКонтакте
С помощью формы Facebook

Комментарии (3) к записи Добровольный покровитель в слободе Кукарке

  1. Воробьева Евгения

    Мне очень понравилась статья

     
  2. Наталия Светлова

    Спасибо, приятная экскурсия в старинный уклад жизни!

     
  3. Nataliyag

    интересно, спасибо вам.

     

Добавить комментарий