Как создавали кружевной сколок в Вологодской губернии

[frame align="center"]skolok vologda_Вологодский сколок[/frame]

Хотите обрести уверенность в плетении любого элемента кружева? Тогда присоединяйтесь к онлайн-школе кружевоплетения "Сплети своё кружево". Здесь всё доступно, наглядно и понятно. Смотрите подробности и регистрируйтесь!

Как Вы знаете, сколок для кружевницы является одним из главных составляющих в процессе создания кружевных произведений. Без сколка или технического рисунка (именно так звучит его определение на профессиональном языке) не создать не одного кружевного изделия, а особенно в сцепной технике плетения.

Поэтому для каждой кружевницы важно сохранить и передать его по наследству, а для кого-то принять в наследство, целый набор различных кружевных сколков: салфеток, сувениров, воротников и т.д.

Но в старину кружевной сколок не являлся ценным предметом и считался пережитком прошлого. От старых сколков старались избавляться, или закидывали их на чердак, где их со временем находили какие-нибудь собиратели или исследователи.

[frame align="left"]ZHelezniak_Beleckij_VS_Владимир Степанович Железняк-Белецкий[/frame]

Первым, кто обратил внимание на историческую ценность сколка,  на Вологодской земле, был Владимир Степанович Железняк-Белецкий. В 1948 году он привез первые технические рисунки из экспедиции в Усть-Кубинский район Вологодской области. После чего, карты для плетения, активно начали собираться Вологодским музеем-заповедником и экспедициями по местам кружевоплетения.

Также в этот период кружевные сколки XIX века в музеи-заповедники стали попадать от сдатчиков — новых владельцев домов, где раньше жили кружевницы. Люди приносили забытые сколки кружевниц, которые они находили на своих чердаках.

Как оценить качество сплетённого кружева? Ответ в бесплатной книге "8 ошибок в кружевоплетении или как испортить всё впечатление от кружева". Получить книгу!

Что же представлял собой кружевной сколок, в старину?

[frame align="right"]beresta_Береста[/frame]

В XIX веке сколок в Вологодской губернии выполнялся на плотной бумаге или бересте. На основу для кружевного сколка также шли документы, вышедшие из первичного использования, письма, газеты и упаковочные листы. Широко использовалась для основы сколка «клеенка» — склеенная несколькими слоями бумага.

Во время многократного плетения по одному и тому же сколку, места вкола булавки – дырочки, сильно увеличивались (раскалывались) и сколок приходил в негодность. Это в свою очередь приводило к тому, что кружево из-за не точности вкалывания булавки, искажалось и теряло качество исполнения.

Для продления жизни бумажного сколка придумывали различные хитрости.  Так родилась идея промазывать лицевую часть сколка несколькими слоями столярного клея или проклеивать тканью его оборотную сторону. Из-за этого сколок со временем становился твердым и ломался во время хранения, так как в основном хранился скрученным в рулоне. Места излома кружевницы прошивали нитками.

Со временем промазанная клеем бумага крошилась, и сколок приходил в негодность. В этот момент его либо выбрасывали, либо оставляли, на хранение в кладовых или чердаках дома.

Кто же создавал кружевные сколки?

Новые кружевные сколки на Вологодской земле создавали мастерицы имеющие склонность к рисованию. В 19 веке их еще называли «артистками» за особый дар создания нового кружева.

Мастерицы умеющие накладывать рисунок, ценились во все времена, ведь цена сколка была выше, чем само изделие, сплетенное по нему. Поэтому данное умение мастерицы скрывали от чужих глаз и держали его в секрете.

Тиражирование сколков было элементарное скалывание. Во время плетение под рисунок подкладывали бумагу. И после того, как изделие было сплетено, точки — накола на подложенной бумаге соединяли, делая обрисовку.

Такой способ ограничивал распространение сколков по мастерицам. Более широкое снабжение кружевными сколками мастериц началось в XX веке. С 1920 года кружевной отдел Губкустпромсекции рисовал сколки на бумаге, снабжая ими до 10% кружевниц.

В 1923 году Артельсоюз ввел размножение кружевных сколков,  на стеклографе. Тем самым повысив распространение сколков на 30%.

Полностью обеспечить все кружевные артели (плетели, как их называли в то время) сколками, смогли только в 1928 году, введя в производство с 1926 года литографический способ изготовления сколков на картоне.

В 1970-х годах на производстве сколков появилась светокопировальная машина, которая позволяла сделать копию сколка буквально за три секунды. Для этого использовалась специальная светочувствительная бумага. Ее вместе со сколком прокатывали под ультрафиолетовой лампой.

Такой способ размножения сколков использовался до 90-х годов XX века. В это время светокопировальную машину вытеснила всем нам известная и куда более современная копировальная машина.

[frame align="center"]ot svetokopirovalnoy mashini k xerox_Светокопировальная машина и ксерокс[/frame]

Сейчас ксерокопию кружевного сколка приклеивают на картон и покрывают скотчем. После чего, сколок отправляется к кружевнице для создания кружевного изделия.

Факты о рисовании сколков рассказывала, Елена Русакова.

P.S. Уже совсем скоро будет бесплатный вебинар по рисованию сколков. Если Вы хотите его посетить, но еще не зарегистрировались, то идем сюда https://krugevo.com/free/drawing/ и регистрируемся.

Оцените запись:
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Блог Елены Русаковой
Комментарии: 4
  1. Наталия

    Как говорила моя преподавательница кружевоплетения — сплести сможет всякая кружевница, а вот сделать правильный и точный сколок — это надо потрудиться. Для нас, детей, делать тогда сколки вручную было многодневным и нудным занятием. Спасибо за публикацию. Вспомнились собственные труды

  2. Татьяна

    ЗдОрово, что сейчас есть техника, которая позволяет сохранять и даже обмениваться на расстоянии имеющимися сколками. Вот, жду понравившийся сколок из Германии ))). И жажду сама научиться их разрабатывать!

  3. Nataliyag

    интересно, а почему так дорого на сколки? ведь бумаги недолговечно?

    1. Елена Русакова (автор)

      Сколок дороже кружева, потому что создание сколка это наиболее творческий, трудоемкий процесс в отличие от механического плетения по сколку. К тому же по одному сколку, можно сплести несколько кружевных изделий, а от одного изделия выгоды меньше.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: