Здравствуйте! В сегодняшней статье речь пойдет об узорах Олимпиады 2014. Но сначала небольшая история о том с чего все началось, и почему я заинтересовалась этой темой.
Итак, 20 февраля я смотрела прямую трансляцию соревнований фигуристов. Женское одиночное катание, произвольная программа. С трепетом и волнением ждала выступления российских фигуристок, Юлии Липницкой и Аделины Сотниковой. Напряжение нарастало, многие выступающие совершали ошибки и падали.
До выступления наших девчонок оставалось несколько участниц. Только что откатала программу американская фигуристка, Полина Эдмундз. И вот в момент оглашения её результатов я заметила в олимпийских узорах кружево, точнее часть вилюшки. Сначала я подумал, что мне показалось, но после выступлений российских фигуристок я уже точно была уверена, что на фоне изображено кружево.
[frame align="center"][/frame]
После этого я начала поиски по интернету и нашла следующую информацию.
Визуальным образом XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в городе Сочи стало Олимпийское лоскутное одеяло, разработанное творческим коллективом компании BOSCO и переданное им в дар Оргкомитету Сочи-2014.
[frame align="center"][/frame]
В основу этой идеи легла так называемая лоскутная техника (также пэчворк, от английского patchwork – «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутков»), которая берет начало c самых древних веков (около 980 лет до нашей эры).
Именно лоскутное одеяло как-никак лучше смогло отразить всю разнообразность и многогранность народов России. На каждое земле, в каждом регионе у нас есть свои народные традиции, песни и промыслы, подчеркивающие свою самобытность и индивидуальность.
Узоры Олимпиады 2014 сочетают в себе 16 орнаментов народных промыслов различных регионов России. А именно:
1. Вологодское кружево – самое известное кружево России.
[frame align="center"][/frame]
Орнамент взят с кружевного работы «У лукоморья», автора Пальникова М.Ю., 1999 год. Данное панно Вы можете увидеть в Музее Кружева в г. Вологда, оно является частью экспозиции 2 этажа.
2. Хохломская роспись – старинный русский народный промысел, зародившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и чёрным (реже зелёным и жёлтым) цветом по золотистому фону.
[frame align="center"][/frame]
3. Павлопосадские платки – получили свое название от имени небольшого городка Павловский Посад, расположенного в Московской области. Изготавливаются с XVIII века. Павлопосадские набивные платки богато украшены цветочными, растительными узорами, пышными розами и восточным орнаментом «турецкий огурец».
[frame align="center"][/frame]
4. Кубанские узоры – узоры, нашедшие яркое отражение южнорусской культуры в вышивке праздничных женских костюмов жен кубанских казаков.
[frame align="center"][/frame]
5. Северодвинская роспись – роспись, отразившая в себе влияние архаичного крестьянского, языческого искусства и мотивы соседней Северной Европы. Каждый из подвидов росписи включает множество элементов-символов. А композиции из этих элементов создают неповторимую ажурную роспись.
[frame align="center"][/frame]
6. Жостовская роспись (расписные жостовские подносы) – этот промысел возник в начале XIX века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Роспись выполняется на черном, красном, красном и синем фоне, но самым распространенным является черный фон.
[frame align="center"][/frame]
7. Гжель – один из традиционных российских центров производства керамики. Гжельская посуда отличается своей уникальной ручной росписью оксидом кобальта, который при последующем обжиге в печи приобретает насыщенный синий цвет.
[frame align="center"][/frame]
8. Кубачинские узоры – достояние Кавказа. На территории многих горных поселений археологами были обнаружены предметы, свидетельствующие о том, что в III веке до нашей эры народы, населяющие в то время Кавказ, занимались этим ремеслом (художественной обработкой металлов).
[frame align="center"][/frame]
9. Мезенская роспись – тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин), сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.
[frame align="center"][/frame]
10. Олимпийский узор – узор, изображающий перо жар-птицы. Идея жар-птицы взята из волшебных образов русской сказки, является воплощением мечты об удаче и благополучии.
11. Палехская миниатюра – народный промысел, появившийся в посёлке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепепельницы, заколки для галстука и игольницы.
[frame align="center"][/frame]
12. Ракульская роспись – русский народный промысел, зародившийся в середине XIX века и получивший название от реки Ракулки (приток Северной Двины). Родоначальниками промыла, предположительно, является семья старообрядцев Витязевых.
[frame align="center"][/frame]
13. Русский ситец – именно из этой ткани обычно шилось лоскутное одеяло на Руси.
[frame align="center"][/frame]
14. Трехгранно-ваемчатая резьба – резьба по дереву, национальный вид искусства у многих народов России. Классическим центром крупной декоративной трехранно-выемчатой, или, как её еще называют, клиновидной резьбы является Вологодская область.
[frame align="center"][/frame]
15. Уфтюжская роспись – роспись, получившая свое название от реки Уфтюга, протекающей в местах появления данного ремесла. Точная дата появления ремесла неизвестна, но в XIX веке промысел был очень широко развит.
[frame align="center"][/frame]
16. Якутские узоры – узоры, имеющие мистическое значение, служащие владельцу оберегами и даже своего рода данными о благосостоянии. На одежде якутов такие узоры всегда располагаются в строгом соответствии с расположением чакр. Например, узорчатая линия вдоль позвоночника не просто маскирует шов на одежде, но и выполняет защитную функцию, охраняя жизненный стержень от негативного внешнего воздействия.
[frame align="center"][/frame]
Также я нашла видео презентации узоров Олимпиады 2014, которая состоялась 25 апреля 2011 года в Москве в демонстрационном зале ГУМа.
С уважением, Елена Русакова.
P.S. Кстати, за каким видом спорта Вы внимательнее всего следили на зимних Олимпийских играх в городе Сочи? Напишите в комментариях.
Елена! С праздником весны! Счастья, улыбок, здоровья, всех благ Вам и Вашим
близким! Спасибо за очень интересную информацию о создании лоскутного одеяла.
Надо отметить, что кусочек вологодского кружева самый заметный и красивый.
Я в восторге от Олимпиады, наша команда достойно выступила, рада за всех.
Елена, Вы просто молодец!!! Очень интересная статья! Я следила в основном соревнования по фигурному катанию, биатлону и очень понравился шор трек.
Поздравляю Вас с праздником 8-е марта! Здоровья и успехов Вам!
Большое спасибо! Очень интересно! Замечательно, что о народной культуре стали говорить на таком высоком уровне, это очень радует! Сочинская Олимпиада, по- моему,стала красивейшим праздником МИРА и ДРУЖБЫ!
Большое спасибо! Очень интересно и познавательно! А некоторые виды вообще увидела впервые!(рукоделия).теперь посмотрю подробнее.
Как интересно! Спасибо за информацию, оказывается, это не просто лоскутное одеяло, а все со смыслом:)
Я, как и большинство белорусов, следила за женским биатлоном. Наши девочки оправдали все ожидания, даже превзошли. Одна Даша Домрачева чего стоила. Ну а фристайлисты тоже не подкачали, порадовали своими победами.